Школа Росатома

Эмблема сетиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №161" (МБОУ "СОШ №161") города Зеленогорска Красноярского края - сетевая школа проекта "Школа Росатома" с 2015 года 

banner 161

Открытое образовательное пространство в старшей школе: новые архитектурные решения для индивидуализации образовательного процесса

Статья в научно-методическом журнале "Красноярское образование: вектор развития" №1 2018 (Д.А. Иванова, директор;С.В. Семич, замдиректора по УВР;Е.В. Волкова, старший методист. МБОУ «СОШ №161», г.Зеленогорск)

В ФГОС нового поколения сделана фиксация, что итоговым приобретением для ученика старшей школы является самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а также  способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Направленность на такие  образовательные результаты  требует от школы принципиально нового подхода к организации образовательного пространства. В нашей статье мы представляем опыт организации образовательного пространства старшей школы  с установкой на индивидуализацию учебного процесса, деятельностный характер образования в открытых пространствах Open Space.

Школа №161 г.Зеленогорска Красноярского края является  пилотной площадкой Красноярского края  по внедрению ФГОС среднего общего образования с 2012 года. В 2015 году Школа стала победителем конкурса школ, внедряющих сетевые стандарты «Школ Росатома» в условиях введения ФГОС основного и среднего общего образования. С 2016 года она приступила к реализации проекта «Внедрение сетевых стандартов «Школы Росатома». Суть проекта состоит в том, в рамках ООП СОО в школе развернутся  индивидуально-групповые форматы проектной, исследовательской, конструкторской, управленческой, коммуникативной деятельности учащихся по их собственному замыслу, в условиях смешанных групп учащихся разных школ-участниц сети «Школа Росатома» с использованием ресурсов своей школы или с использованием ресурсов других школ-участниц сети. Для этого в школах сети  обустраивается  интерактивное современное высокотехнологичное свободное пространство (площадью более 200 квадратных метров, «Open Space») для реализации в нем и в первой, и во второй половине дня разнообразной (в том числе разновозрастной) деятельности учащихся 9-11 классов в рамках реализации их индивидуальных учебных программ. В рамках проекта мы имеем обязательства накопить собственный опыт и в течение 5 лет проводить стажировки для педагогических и руководящих работников школ городов-участников проекта «Школа Росатома». Школа в течение 3-х лет получает ежегодное дополнительное финансирование из средств городского бюджета ЗАТО г. Зеленогорска и Госкорпорации по атомной энергетики «Росатом».

Реализация проекта сопровождается АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». В мае 2016 г. 45 педагогов школы обучились на базе института по программе повышения квалификации.  В процессе курсовой подготовки были разработаны локальные нормативные акты, программы курсов внеурочной деятельности. Ежегодно организуются семинары, где анализируются промежуточные итоги реализации проекта, производится корректировка планов, уточняются рамочные понятия.
В школе апробация элементов ФГОС среднего общего образования, таких как учебный проект, внеуадиторные занятия, гибкая система оценивания, индивидуальные учебные программы осуществлялась с сентября 2014 года. А с 2016 года школа полностью перешла на реализацию ФГОС СОО.
Цель реализации основной образовательной программы в старшей школе заключается, прежде всего, в профессиональном, социальном, жизненном самоопределении выпускника. Чтобы достичь этой цели, необходимо создать условия для реализации индивидуальных образовательных программ, реализации проектов по собственному замыслу, профессиональных и социальных проб. Необходимо дать возможность обучаться в индивидуальном темпе, используя различные информационные источники, выбирать сроки и формы промежуточной аттестации.

Для самоопределения выпускника необходимо:

      • обеспечить преемственность на всем протяжении обучения,  а именно, формировать в школе умения и личностные качества, позволяю-щие эффективно взаимодействовать в социо-культурной среде, обеспечить понимание у выпускников своих конкурентных преимуществ и дефицитов, что позволит успешно жить «после школы»;
      • реализовать систему управления самостоятельностью школьни-ков, систему образовательных событий, систему норм и правил, принятую всеми субъектами образовательного процесса: учителями, учениками, родителями;
      • обеспечить возможность для действия старшеклассников по соб-ственному замыслу, в рамках индивидуальной образовательной программы, гибкой системы оценивания, открытого образовательного пространства – Open Space.

Формирование метапредметных умений и развитие личностных качеств, обозначенных в новом поколении ФГОС СОО,  предполагают организацию самостоятельной  деятельности учащихся, наличие субъектной позиции ученика. Такая деятельность требует принципиально нового подхода в организации образовательного пространства. Возможность трансформировать пространство  исходя из самостоятельно поставленной учениками  образовательной задачи, возможность выбирать форму работы (групповая, индивидуальная, парная), возможность использовать различные информационные источники, материалы и технические средства-условия, которым отвечает Open Space.

В открытых образовательных пространствах Open Space появляется индивидуальный или коллективный замысел деятельности, проводится исследование, осуществляется проектирование, конструирование. Все это происходит в процессе коммуникации. Рефлексия деятельности порождает новые замыслы. Этот цикл воспроизвоодится на протяжении всего периода обучения.

С 2016 года в школе создаётся интерактивное современное высоко-технологичное свободное пространство площадью 348.5 м2  с базовой частью в отдельном корпусе школы («Диалог», «Конструктор», «Арт-мастерская») и дополнительными зонами в основном учебном корпусе («Беседка», «Портал»).

Пространство оформлено как  места для специальных форм коммуникации в единой архитертурной и дизайнерской логике, включает зонирование по видам деятельности (групповым и индивидуальным), а также особые зоны, обеспечивающие решение учащимися своих проектных задач. Во всем пространстве Open Space установлено дополнительное коммуникационное сетевое оборудование, увеличивающее скорости Интернет. В каждой зоне появляется возможность разворачивания различных форматов учебной, проектной, досуговой деятельности по замыслу учащихся с использованием современных телекоммуникационных технологий: проведение телеконференций, дистанционное обучение, дистанцио-ные консультации и другое. Для обеспечения безопасности каждая зона OpenSpace оборудована дополнительными системами видеонаблюдения.

meta 10Пространство «Диалог» позволяет проводить групповые и индивидуальные работы в урочное и внеурочное время. Выделяется особое место для театрализации, музицирования, тренингов публичных выступлений. Данное пространство оснащено фото- и видео-оборудованием для реализации проектов ученических СМИ. Мобильный амфитеатр и мобильная мебель позволяют трансформировать пространство под различные задачи, которые ученики захотят решать. Выделена «зона комфорта» с чайными принадлежностями, где дети смогут организовать кофе-паузу. Мно-гофункциональность, мобильность, комфортность, большие площади, минимализм в оформлении – все вместе создает пространство, где рождаются и воплощаются разнообразные детские замыслы. Старшеклассниками самостоятельно проведена ролевая игра  по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», проведен чемпионат по фигурному вождению радиоуправляемых моделей автомобилей. Главный эффект, наблюдаемый в пространстве «Диалог» - развитие инициативы старшеклассников. В результате работы  над проектом по собственному замыслу, формируются компетентности связанные с планированием и коммуникацией. 

161 беседкаВ основном корпусе школы создано пространство "Беседка" для групповых и индивидуальных работ в урочное и внеурочное время. Это небольшой кабинет, рассчитанный на 15 рабочих мест. Если в пространстве «Диалог» происходят события, в которых участвуют 40-60 человек, то в «Беседке» происходит обсуждение, планирование в малых группах и индивидуальная работа.  

 bibl 03Пространство «Портал»является важнейшим элементом школьной инфраструктуры индивидуализации учебного процесса и выполняет функции информационно-библиотечного центра в соответствии с образовательными  потребностями всех участников образовательного процесса. В нем разворачиваются долгосрочные образовательные проекты по интересам, клубная и студийная деятельность, которые в первую очередь связаны с книгой, чтением. Появлению пространства «Портал» предшествовала победа  в конкурсе ФЦПРО школьных библиотек для создания Информационно-библиотечных центров в 2017 году. Пространства «Беседка» и «Портал» задействованы в небольшие перерывы в расписании учащихся, т.к. в старшей школе обучение идет по индивидуальным учебным программам и нелинейному расписанию. Пространства «Беседка» и «Портал» позволяют старшеклассниками рационально использовать время. Организовать свою деятельность во время «окон» в расписании, организовать самостоятельную работу над индивидуальным образовательным проектом, осуществить подготовку к урокам в школе, ликвидировать пробелы в знаниях. Основное предназначение пространств «Беседка» и «Портал» - формирование учебной самостоятельности.  

 В школе на всех ступенях обучения проводится планомерная работа по формированию устойчивого интереса к изучению предметов, необходимых для получения инженерного и естественно-научного образования.

161 konstrПространство «Конструктор» насыщенно оборудованием для всех видов моделирования, выполнения экспериментальных проектов по инженерным направлениям, IT-проектов и робототехнике. Данное пространство позволяет проводить групповые и индивидуальные работы в урочное и внеурочное время. Установленное специализированное программное обеспечение позволяет производить расчеты по двумерному и трехмерному моделированию. Наличие 3-D принтера позволяет сразу визуализировать компьютерные модели, созданные учащимися. «Конструктор» находится в непосредственной близости к кабинетам Технологии (слесарному, столярному и швейному цехам), где при участии учителей и инструкторов можно выполнить часть работ по моделированию, которые необходимы для инди-видуальных или групповых проектов с учетом техники безопасности.

161 konstr 04Есть оборудование для телеконференций (ВКС). Одна из стен "Конструктора" имеет магнитно-мелованную поверхность синего цвета.

161 OS КонструкторЗдесь развернулся школьный Технопарк, сетевые телеконференции в рамках сетевых детских проектов, организуются разновозрастные модули естественно-технической направленности, проводятся коллективные учебные занятия по индивидуальным образовательным маршрутам. Данное пространство позволяет создать атмосферу профессиональной среды, реализовывать проекты –предпрофессиональные пробы в области инженерных и IT – технологий, в сфере «Человек-техника».  

 В 2018 году будет создается пространство «Арт-мастерская» для развития  учащихся в соответствии с их потребностями и творческими запросами. В нем планируется представлять продукты (результаты) проектной деятельности учащихся, оборудовать специализированными стендами: витрины со стеклянными дверцами, мобильные стенды. Часть стен данного пространства преобразуются в грифельные стены для возможности самовыражения и генерирования идей учащимися. Предполагается что в данном пространстве будут реализованы проекты и образовательные события связанные с профессиональным самоопределением в сфере «Человек- художественный образ» и с творческим самовыражением учащихся.

 В созданных открытых образовательных пространствах апробируются новые педагогические практики для обеспечения образовательных действий учащихся по собственному замыслу. Действия по собственному замыслу возможны в условиях, когда отсутствуют команды извне, предлагаются варианты для выбора,  необходимо и возможно действовать самому, есть возможность опираться на помощь умеющего. С 2017 года школа является Региональной инновационной площадкой МО КК «Организация Школы самоподготовки по индивидуальным образовательным программам» и сопровождается КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». В школе разворачиваются учебные занятия в новых форматах – коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам. Теперь ученики могут выбирать способ освоения учебного материала: изучать материал самому, используя учебник, а возможно компьютер, или прослушать учителя и выполнить пробное задание самостоятельно, в паре, в группе. Стали необходимыми цифровые ресурсы по предметам, образовательные интернет – ресурсы. В школе проводятся сессии самоопределения в событийно-игровых и рефлексивных форматах. Результаты сессий укладываются в реальную индивидуальную учебную программу каждого старшеклассника. В открытых пространствах Open Space проводятся разнообразные образовательные события по инициативе школьников, педагогов, сетевых партнеров и городских организаций.

Новые архитектурные решения, новое оборудование, инновационные педагогические и управленческие практики преобразовывают  образовательную среду школы в культурно-событийную.
Таким образом, за два года реализации проекта «Внедрение сетевых стандартов «Школы Росатома» произошли следующие изменения:

  • Школа перешла на ФГОС СОО, отсутствуют специализированные классы для углубленного изучения предметов, которые ограничивают выбор учащихся, обеспечивается индивидуальная образовательная программа каждого ученика.
  • В 10-11 классах обучение базовым предметам по выбору организовано так, что ученики выбирают способы и источники изучения, имеет в Open space оборудованные рабочие места по своему выбору, доступ к сетевым ресурсам, обеспечены педагогическим сопровождением. 
  • При обучении базовым предметам по выбору отсутствует деление на классы. Ученики старшей школы обучаются в общем потоке по индивидуальному маршруту и заказу.
  • Рефлексивно-игровые сессии самоопределения объединяют  учащихся 9-11 классов.
  • Образовательные события разворачиваются не для выборочной группы «успевающих» старшеклассников, а с участием каждого ученика школы по его собственному замыслу. При проведении разновозрастных модулей в 5-8 классах и индивидуальных образовательных проектов в 10-11 классах есть примеры формирования разновозрастных сводных групп из двух возрастных потоков.
  • Реализация индивидуальных образовательных программ обеспечивается действующими учительскими кооперациями.

Главный социальный эффект проекта — быть довольным проживанием школьной жизни. Понимать, что пребывание старшеклассника в школе помогает решать главные вопросы его жизни — вопросы  выбора образования, работы в команде, получать навыки общения, развивать деловую смекалку, повышать производительность, в данном случае, учебного труда.

161 simvol


Репортажи о наших пространствах:

«Диалог»
https://youtu.be/J8VSivQdoyU  ТРК ТВИН «В 161 школе появилось новое многофункциональное образовательное пространство»
2017-01-13
«Конструктор»
ТРК ТВИН «В 161 школе отчитались о реализации второго этапа особого проекта "Открытое пространство»
https://www.youtube.com/watch?v=knS0GZ9PTZ4
27-12-2018


В пространствах проходят городские мероприятия для детей и взрослых

meta 10 02 Городская метапредметная олимпиада для 10 классов

 

rusfin 161Российско-финские образовательные проекты:
Сетевой проект «Один день со мной»

rusfin 161 02

Сетевой проект «Образовательный туризм»

Участвовали – школы сети проекта «Школа Росатома», с финской стороны – Гимназия г.Пюхайоки.

 

Участие в открытие Open Space в "Гимназии №2" г.Саров с использованием ВКС

ВКС